Встань с ног на голову – поумнеешь… Или о том, что движение стимулирует развитие мозга.
Когда малыш только родился, его мозг функционирует еще не так, как у взрослого. Ему еще нужно развиваться.
У человека насчитали более 100 миллиардов нейронов (нервных клеток). Но, главное, это не количество всех этих нервных клеток, а количество связей между ними. Чем больше связей, тем человек умнее.
Эти связи создаются под воздействием различных стимулов и обучения. Чем больше у человека задействованы органы чувств, чем больше у него разнообразной деятельности, тем чаще между нервными клетками проходят нервные импульсы, и тем обширнее и крепче становятся связи между ними. А чем менее разнообразна деятельность человека, тем ниже эффективность его мозга. Возможно даже полное исчезновение «ненужных» связей.
Связи бурно создаются до подросткового возраста. После полового созревания редко используемые связи начинают устраняться. А мозг переходит в новую фазу своего развития – он начинает ускоряться. (Полное развитие мозга заканчивается к 25 годам. В этом возрасте мозг выходит на пик своего могущества. Затем идет спокойное угасание.)
Т.е. качество мозга зависит от богатства связей между нервными клетками. А эти связи развиваются при разнообразной и постоянной стимуляции органов чувств.
У активного человека больше впечатлений, больше опыт. Так что, чтобы стимулировать органы чувств, нам необходимо движение. Необходимо просто как воздух. К тому же при физической активности мозг полноценно снабжается кислородом, и от этого становится более продуктивным и выносливым. Во время физической активности вырабатываются гормоны, которые положительно влияют на память и поднимают настроение.
Ребенку просто необходима всяческая беготня. В то время, когда он резвится, носится, лазит, прыгает, балансирует у него развиваются концентрация внимания, выдержка, выносливость, терпение; упорство и сноровка.
Он постоянно старается преодолеть новые рубежи. При этом он учится оценивать свои возможности и вероятные риски. (Без синяков, конечно, не обойдется. Зато выигрыш будет велик: ребенок станет более уверенным в себе.)
В реальности же, к сожалению, часто случается, что жизнь маленького ребенка проходит в ограниченном пространстве – кроватка, манеж, коляска, автомобиль… Мы, родители, облегчая жизнь себе, обездвиживаем ребенка, а значит, затормаживаем развитие его мозга.
Я, например, стараюсь отказаться от устоявшихся стереотипов вроде «сиди тихо», «не вертись», «стой спокойно в очереди», «не лезь»…и принять другую установку: ребенок должен быть активным, должен двигаться для своего развития, для того, чтобы быть умнее. Да и мне движение пойдет только на пользу :0))
Ценно все, что помогает ребенку развивать свои движения: спорткомплекс, батут, беговелик, велосипед, самокат, ролики, скакалка, скейтборд, вейвборд и т.д. Нужно почаще активно играть на площадке, в лесу, на берегу… В общем, любое место можно превратить в спортзал:
- На матрасах можно прыгать и кувыркаться.
- Можно сложить их друг на друга и карабкаться по ним
- Можно построить туннель и проползать по нему
- Можно подбрасывать подушку вверх, и пока она в воздухе, успеть хлопнуть в ладоши
- Можно построить из разных подушек и коробок такую интересную «полосу препятствий»
- Можно начертить на земле островки и прыгать по ним как будто через болото
- И многое-многое другое
Главное, помнить:
Движение делает нас умнее
Движение подпитывает мозг, стимулирует его развитие
Наши основные чувства развиваются с помощью движения
Движение – это основа для успешного обучения
Движение предупреждает трудности школьного обучения.
PS. Статью-продолжение о том, какие этапы развития проходит наш мозг на протяжении всей жизни можно прочитать здесь.