Немое искусство.

Транс-театр «Диоген в стране слепых»

Страх… Любопытство… Удивление… Печаль… Каких только эмоций не я не испытала на спектакле Транс-Театра «Диоген в стране слепых».

В отличие от многих немецких городов Кассель редко балует своих русских жителей концертами артистов – бывших соотечественников.

А ведь русских в нашем городе очень много. Казалось бы, — на спектаклях Транс-Театра, которые состоялись в весеннем Касселе, должны быть сплошные аншлаги. Однако зрителей практически не было: человек пять немцев, мы с подругой и еще две русскоговорящие женщины.
Несправедливость налицо – о гастролях попсовых «королей» трезвонят по всем каналам, а высокое Искусство искушенный зритель должен находить сам – в интернет-анонсах полуандеграундного клуба «Salzmannfabrik».

полуандеграундный Клуб Зальцманнфабрик

Даешь рок в этой дыре?
О клубе следует сказать отдельной строкой. Это место само по себе уже произведение искусства. Запрятанная в промышленной (а значит, далекой) черте города «Фабрика Зальцманна», чудом избежавшая ремонта, судя по антуражу, еще с 80х годов прошлого века… Добро пожаловать в советское прошлое. Особенно поразили туалетные комнаты с сантехникой в стиле а-ля «Привет, ностальгия!».

По насквозь прожженному прокуренному воздуху в одном зале становится ясно – это здесь проходят всевозможные концерты рок-панк-метал групп.
Гулкие голые стены с афишами. На одной из них – «Trans-Teatr Russland».

Старушка на входе продает билеты. «Сама мастерила» — любовно сообщает она нам, подавая зелененькие бумажки с нарисованным солнышком. Вход – 8 евро.

Проходим в зал – там столики как в кафе, барная стойка. Интересный, думаю, подход – будем за бокалом пива, что ли, спектакль смотреть?
Однако минут через пять выходит мужчина и приглашает всех пройти вон за тот занавес.
И точно – за черными кулисами открывается маленький зал с небольшой сценой.
Звучит музыка… Спектакль начинается…

Транс-театр

На стыке искусств.
Что такое Транс-? Этот коллектив из Череповца существует с 1993 года.
Четыре актрисы под предводительством одного режиссера – Александра Русанова.
Он является также сценаристом, хореографом, костюмером. В некоторых спектаклях звучит его голос – Александр читает «закадровый текст». Кроме того, Русанов сам пишет музыку и стихи, издает и редактирует книги череповецких поэтов, организовывает поэтические вечера.
Актриса театра Татьяна Русанова – супруга Александра – еще и замечательна певица. В открытом региональном конкурсе-фестивале исполнителей романсов «Классические розы» она стала обладательницей Гран-при.
Другая актриса – Людмила Гуголева – прекрасная художница. Ее работы были представлены на четырех персональных выставках. Кроме того, Людмила – поэтесса, автор сборников «Руки–бабочки» и «Цза–цзуань».
Ирина Сереброва по совместительству является костюмером. А еще она пишет стихи и сказки для детей.
Анастасию Мурашову можно назвать переводчицей и «завхозом» Транс-театра – она закончила факультет иностранных языков. Все хозяйственные вопросы решает Анастасия.
Труппа Транс-театра
Словом, Транс-театр оправдывает свое название – где приставка «транс» означает что-то сверх того, выход за пределы обычного театра.
«Транс для меня, – говорит Александр Русанов, – это состояние осознанных снов, глубокой концентрации и творческой свободы. Человек может по собственному желанию как «войти» в него, так и легко «выйти» обратно. Наше дело – создать уютную и магическую обстановку, показать зрителю возможности искусства пантомимы, и попытаться вызвать творческое потрясение, сопереживание…».

Что ж, по себе скажу, что попытки вызвать катарсис удались. Единство танца, музыки, света и костюмов – завораживающая смесь!

Транс-театр, пантомима

Немного теории.
Критики констатируют, что сегодня пантомима, к сожалению, жанр редкий. «Пантомима в нашей стране находится на положении падчерицы» — прочитала я на одном сайте, — говорят, что ее не преподают в театральных училищах и вузах. Правда, отдельные студии пантомимы существуют.

Одно время пантомима была чуть ли не запрещена – советская власть с опаской относилась к этому жанру.
В 1957 году появляется первая в СССР студия пантомимы. Ее основатель – клоун и режиссер цирка Рудольф Славкин.
Знаменитые «Лицедеи» и Вячеслав Полунин – ученики студии. Это благодаря их номерам вся страна в 80х годах узнала пантомиму. Кто из нас не слышал уморительного «Асисяй!»?

Пантомима сегодня смещена больше в сторону клоунады, т.е. искусства циркового. Почему? Увы, здесь работает формула «спроса-предложения» — развлекательный, «легкий» жанр пользуется большей популярностью у зрителя.

Погружаемся в транс?
Но вернемся в зал на представление…

Транс-театр, в стране слепых

«Древнегреческий философ Диоген, прославившийся своими экстравагантными поступками на земле, также не находит себе покоя и на небесах. Он возвращается на землю и попадает в Страну слепых, в которой его творческая натура сталкивается с суровой реальностью, где с ним происходят неожиданные события» — вот как анонсирует свой спектакль сам коллектив.
В стране Слепых Диоген обнаруживает людей, которые потеряли свободу и гармонию. У каждого из них на глазах повязка. Люди не видят проблем, каждый в своем маленьком слепом мире. Их посредник с Действительностью – собака-повадырь. Она и помогает доставать пропитание – стрелять в птиц.

Пантомима транс-театра

Желание что-то изменить в Стране слепых приводит к тому, что Диогена принимают за собаку-поводыря. Так на героя набрасывают ошейник.
От неминуемой собачьей жизни Диогена спасает… собака! Неудивительно, ведь сам философ считал, что у этих животных есть чему поучиться человеку.

Следующая сцена спектакля — Диоген бродит среди людей с фонарем. Как и в знаменитой легенде о философе, герой ищет «людей», человеческие чувства. Фонарь освещает лишь какие-то обрывки потерянных эмоций.
Диоген в мире слепых, Транс-театр
Желание Диогена изменить этот мир реализуется – он возвращает слепым чувства, жители этой страны прозрели!

Однако миссия героя на этом не заканчивается. Диоген хочет научить людей красоте и гармонии. На уроке Прекрасного его движения спокойны и величественны. Он восхваляет древнюю красоту человеческого тела и пробуждает креативную силу. А люди не готовы к изменениям. Они пытаются повторить движения Диогена, но они только паясничают и кривляются. Красота получается кривая. Потом «ученики» и вовсе начинают засыпать от скуки. Добрые намерения Диогена заканчиваются трагедией. Он погибает от пуль – некогда слепые люди теперь могут видеть. Они сами стреляют в птиц, но пули рикошетом ранят героя.
Так замыкается круг – Диоген возвращается туда, откуда пришел. Он снова в Божественном мире среди Ангелов.

По мнению Александра Русанова, не важно, удалось или нет в конечном итоге Диогену преобразовать мир. Важен сам шаг! Сама попытка – перфоменс. Он будет повторяться еще и еще!
Это понятие философии-действия имеет здесь главное значение. Известно, что Диоген не оставил после себя ни единой рукописи. Вся его жизнь – это и есть философия. Не слова, а поступки.
«Можно сказать, что Диоген был первым перформером, где перформанс – это практическое, материализованное философствование» — поясняет режиссер.

Транс театр, Диоген с фонарем в мире слепых

Искусство традиционно оставляет огромный простор для фантазии и размышлений своим зрителям.
Что увидела я? Печальную историю, рассказанную в назидание всем нам, современным жителям Земли.
«Суровая реальность» — это не явления жизни сказочной Страны слепых, это наша с вами действительность.
С жестокостью и предательством, глупостью и ленью. Хотя, о чем я говорю – страна Слепых – это и есть наш мир.
Чуть-чуть от антиутопии, чуть-чуть от сатиры. В духе перфомансов самого Диогена, где серьезное перемежено со смешным.

Спектакль посмотрели как на одном дыхании…

Транс театр, пластика

Очень впечатлила пластика – девушки необыкновенно гибки и органичны. В спектакле представлены все виды пантомимы: комическая, драматическая, трагедийная, философская, гротесковая…
Кроме того, Транс-театр совмещает не только несколько видов искусства – пантомиму и танец, он демонстрирует разнообразные направления танца! Это древние тотемические обрядовые танцы, модерн, буто и всевозможные трансформации джайва.

Транс-театр, мимика

Кроме пластичных тел зритель видит еще живые и выразительные лица! После спектакля рассуждали с подругой: как же тяжело, должно быть, помимо танца постоянно думать о мимике. Каждая эмоция передается так, что и улыбаешься, и плачешь вместе с актером. Вся гамма чувств читается на лицах.
Поэтому пантомима и танец гармонично ложатся в интернациональную среду – язык мимики и танца не имеет барьеров!

И не только движение несет смысловую нагрузку. Несмотря на то, что по своему замыслу пантомима – одно из самых условных искусств, в спектакле не обошлось без реквизита. Можно поразмышлять, что значит, например, уже упомянутый фонарь в руках Диогена. Свет – как символ знания. Люди в этой истории так и не смогли им воспользоваться… Или повязка на глазах, которая рискует превратиться в удавку…

Транс театр, костюмы

Особое внимание приковывают и костюмы, где каждая деталь – часть продуманного замысла. Думаю, что неспроста Ангелы в серебре — похожи на инопланетян (аж мурашки по коже!), а костюмы слепых подчеркивают их «дикость» и агрессивность.

Я, как меломан, не могла не обратить внимание на саундтрек. Электронщики The Orb и Amon Tobin, индастриал и дарк-эмбиент от The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud и Coil, легендарные Deep Purple и Pink Floyd… Безусловно, музыка играет свою, ключевую роль.

Транс театр, мир наива

Как обозначил Александр Русанов, одна из главных целей спектакля «Диоген в стране Слепых» — попытаться остановиться, возвратить ушедшее и воплотить посредством танца и пантомимы далёкие образы мира наива, в котором время представлялось бесконечным кругом.
Мир наива – это жизнь в гармонии с природой. Где люди живут здесь и сейчас, верят в себя, себе и друг другу.
Может быть это время уже навсегда потеряно для человечества. Но пережить его хотя бы во время спектакля еще возможно!

После представления мы специально остались в зале. Было необыкновенно приятно познакомиться с коллективом «Транс-Театра» — чуткими, приветливыми и жизнерадостными людьми. Хотелось лично поделиться своими эмоциями от увиденного, расспросить о немецких впечатлениях, передать приветы России…
Конечно же, надо обязательно сфотографироваться!
Очень жаль, что мы пропустили еще один спектакль, который был накануне – «Шаман». В следующий раз будем следить за всеми анонсами!

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите свое мнение:


Комментарии на латинице не публикуются. Пожалуйста, воспользуйтесь сервисом www.translit.ru, если у Вас нет русской раскладки.

Поставьте галочку,- это защита от спама.